менеджмент. что это такое и зачем нужно?
определения:
менеджмент — это вид трудовой деятельности, представляющий собой процесс управления: непрерывное осуществление действий и принятие решений, способствующих выполнению поставленных задач.
менеджмент — искусство управления интеллектуальными, денежными, сырьевыми ресурсами в целях максимально эффективной производственной деятельности.
менеджмент — это прогнозирование, координация, стимулирование деятельности, командование, контроль и аналитическая работа, а также объединение различных способов управленческой деятельности воедино.
менеджмент — это организационная структура, предназначенная для управления компанией, предприятием, группой людей, страной.
менеджмент — это научная дисциплина, занимающаяся изучением проблем управления и руководства людьми.
субъектами менеджмента считаются менеджеры – руководители разного уровня, занимающие постоянные должности и имеющие полномочия в области принятия решений в различных сферах деятельности организации.
объекты менеджмента – это всё, в отношении чего осуществляется менеджмент – производство, сбыт, финансы, персонал. объекты имеют некоторую иерархию: направлять менеджмент можно на своё рабочее место, структурную единицу (группу, бригаду, участок), подразделение (цех, департамент), организацию в целом.
главная цель менеджмента – гармоничная и слаженная работа организации, эффективное функционирование её внешних и внутренних элементов.
вспомогательные задачи:
1. развитие и выживание организации, сохранение своей рыночной ниши и ориентация на расширение сферы влияния;
2. достижение поставленных результатов, обеспечение конкретного уровня прибыли;
3. создание условий, необходимых для стабильного существования организации;
4. преодоление рисков и прогнозирование рискованных для компании ситуаций;
5. контроль эффективности организации.
грамотный и эффективный менеджмент предполагает осуществление следующих функций:
1. постановка целей;
2. планирование деятельности;
3. организация работы;
4. контроль деятельности.
часто включают дополнительные функции – мотивации и координации. функции подразделяются также на социально-психологические и психологические. обе группы взаимно дополняются и создают целостную систему, которая позволяет контролировать работу организации на всех уровнях.
методы менеджмента бывают:
1. экономическими (государственная регуляция деятельности организаций, рыночная регуляция);
2. административными (методы прямого действия, основанные на дисциплине и ответственности);
3. социально-психологическими, основанными на моральной стимуляции персонала.
внутри одной компании различные методы менеджмента могут сочетаться и применяться в зависимости от текущей ситуации.
принципы менеджмента:
разделение труда
целью разделения труда является выполнение большего количества работы при неизменных условиях. конкретные цели распределяются между участниками производственного процесса соответственно их способностям.
полномочия и ответственность
полномочия в форме приказа сопровождаются ответственностью за грамотное выполнение порученного дела.
дисциплина
участники производственного процесса должны подчиняться определённому регламенту, а менеджеры – применять санкции к нарушителям внутреннего распорядка.
единоначалие
работник получает (и выполняет) приказы от одного начальника.
подчинение личных интересов общественным
интересы группы являются приоритетными по отношению к интересам одного работника.
вознаграждение
верность и преданность компании следует поддерживать наградой (премия, повышение зарплаты) за эффективный труд.
порядок
персонал и материальные ресурсы должны находиться на надлежащем месте.
справедливость
справедливое отношение к работнику стимулирует преданность фирме и повышает производительность труда.
инициатива
сотрудники, которые проявляют инициативу и имеют возможность внедрять свои планы в жизнь, работают с полной отдачей.
корпоративный дух
дух команды – основа гармонии и единства внутри организации.