OBSCURUS

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » OBSCURUS » 1: время сжигать мосты » менеджмент: конспекты


менеджмент: конспекты

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

менеджмент. что это такое и зачем нужно?

определения:
менеджмент — это вид трудовой деятельности, представляющий собой процесс управления: непрерывное осуществление действий и принятие решений, способствующих выполнению поставленных задач.

менеджмент — искусство управления интеллектуальными, денежными, сырьевыми ресурсами в целях максимально эффективной производственной деятельности.

менеджмент — это прогнозирование, координация, стимулирование деятельности, командование, контроль и аналитическая работа, а также объединение различных способов управленческой деятельности воедино.

менеджмент — это организационная структура, предназначенная для управления компанией, предприятием, группой людей, страной.

менеджмент — это научная дисциплина, занимающаяся изучением проблем управления и руководства людьми.

субъектами менеджмента считаются менеджеры – руководители разного уровня, занимающие постоянные должности и имеющие полномочия в области принятия решений в различных сферах деятельности организации.

объекты менеджмента – это всё, в отношении чего осуществляется менеджмент – производство, сбыт, финансы, персонал. объекты имеют некоторую иерархию: направлять менеджмент можно на своё рабочее место, структурную единицу (группу, бригаду, участок), подразделение (цех, департамент), организацию в целом.

главная цель менеджмента – гармоничная и слаженная работа организации, эффективное функционирование её внешних и внутренних элементов.

вспомогательные задачи:
1. развитие и выживание организации, сохранение своей рыночной ниши и ориентация на расширение сферы влияния;
2. достижение поставленных результатов, обеспечение конкретного уровня прибыли;
3. создание условий, необходимых для стабильного существования организации;
4. преодоление рисков и прогнозирование рискованных для компании ситуаций;
5. контроль эффективности организации.

грамотный и эффективный менеджмент предполагает осуществление следующих функций:
1. постановка целей;
2. планирование деятельности;
3. организация работы;
4. контроль деятельности.

часто включают дополнительные функции – мотивации и координации. функции подразделяются также на социально-психологические и психологические. обе группы взаимно дополняются и создают целостную систему, которая позволяет контролировать работу организации на всех уровнях.

методы менеджмента бывают:
1. экономическими (государственная регуляция деятельности организаций, рыночная регуляция);
2. административными (методы прямого действия, основанные на дисциплине и ответственности);
3. социально-психологическими, основанными на моральной стимуляции персонала.

внутри одной компании различные методы менеджмента могут сочетаться и применяться в зависимости от текущей ситуации.

принципы менеджмента:
разделение труда
целью разделения труда является выполнение большего количества работы при неизменных условиях. конкретные цели распределяются между участниками производственного процесса соответственно их способностям.
полномочия и ответственность
полномочия в форме приказа сопровождаются ответственностью за грамотное выполнение порученного дела.
дисциплина
участники производственного процесса должны подчиняться определённому регламенту, а менеджеры – применять санкции к нарушителям внутреннего распорядка.
единоначалие
работник получает (и выполняет) приказы от одного начальника.
подчинение личных интересов общественным
интересы группы являются приоритетными по отношению к интересам одного работника.
вознаграждение
верность и преданность компании следует поддерживать наградой (премия, повышение зарплаты) за эффективный труд.
порядок
персонал и материальные ресурсы должны находиться на надлежащем месте.
справедливость
справедливое отношение к работнику стимулирует преданность фирме и повышает производительность труда.
инициатива
сотрудники, которые проявляют инициативу и имеют возможность внедрять свои планы в жизнь, работают с полной отдачей.
корпоративный дух
дух команды – основа гармонии и единства внутри организации.

0

2

Frederick Winslow Taylor
ФРЕДЕРИК УИНСЛОУ ТЕЙЛОР

20 марта 1856 — 21 марта 1915

краткая биография:
   Фредерик Уинслоу Тейлор родился в семье адвоката. Получил образование во Франции и Германии, затем — в академии Филлипса в Эксетере в Нью-Хэмпшире. В 1874 году окончил Гарвардский юридический колледж, но из-за проблем со зрением не смог продолжить образование и устроился работать рабочим пресса в промышленные мастерские завода гидрооборудования в Филадельфии. В 1878 году, в пик экономической депрессии, получил место разнорабочего на Мидвэльском сталелитейном заводе.

   С 1882 по 1883 г. работал начальником механических мастерских. Параллельно получил техническое образование (степень инженера-механика, Технологический институт Стивенса, 1883). В 1884 г. Тейлор стал главным инженером, в этом же году он впервые использовал систему дифференциальной оплаты за производительность труда.

   С 1890 по 1893 гг. Тейлор — главный управляющий Мануфактурной инвестиционной компании в Филадельфии, владелец бумажных прессов в Мэне и Висконсине, организовал собственное дело по управленческому консультированию, первое в истории менеджмента. В 1906 г. Тейлор становится президентом Американского общества инженеров-механиков, а в 1911 г. — учреждает Общество содействия научному менеджменту.

   С 1895 г. Тейлор начал свои всемирно известные исследования по научной организации труда. Оформил патентами около сотни своих изобретений и рационализаций.

   Тейлор умер 21 марта 1915 года в Филадельфии от воспаления лёгких.

основной вклад:
   Широкая известность пришла к Тейлору после его выступления на слушаниях в Конгрессе США по изучению цехового управления. Впервые менеджменту была придана смысловая определенность - он определен Тейлором как "организация производства". В основе системы Тейлора лежит положение о том, что для эффективной организации работы предприятия необходимо создать такую систему управления, при которой бы обеспечивался максимальный рост производительности труда при наименьших затратах.
   Им были сформулированы четыре основополагающих принципа управления производством:
1) научный подход к выполнению каждого элемента работы;
2) кооперация менеджеров с рабочими;
3) системный подход к обучению;
4) разделение ответственности.
   Кроме того, он, одним из первых, применил в системе оплаты труда точный расчет (взамен интуиции) и ввел систему дифференцированной заработной платы.

0

3

Henry Laurence Gantt
ГЕНРИ ЛОУРЕНС ГАНТТ

20 мая 1861 — 23 ноября 1919

краткая биография:
Генри Гантт появился на свет в Мэриленде в 1861 г. Родители мальчика были зажиточными фермерами. Детские годы Генри выпали на Гражданскую войну, которая существенно повлияла на семейное благосостояние. Гантты жили в постоянных лишениях. После окончания института Джона Хопкинса Генри трудился преподавателем. В 1884 году молодой человек выучился на инженера-механика и устроился на работу конструктором.
В 1887 г. Генри Гантт стал помощником инженера Ф. Тейлора в «Мидвейл Стил Компани». Затем молодой человек возглавил литейный цех. Первое время Тейлор и Гантт сотрудничали очень плодотворно, поэтому в дальнейшем Генри перешёл за начальником сначала в «Саймондс Роллинг Компани», а потом – в «Бетлехейм Стил». Известность пришла к исследователю в 1900 году. Гантт стал успешным консультантом, специализировавшимся на различных аспектах управления, в том числе и весьма противоречивых. А с 1917 года Генри вошёл в правительственную комиссию. В её составе он консультировал такие военные заводы, как «Эмёрдженси Флит Корпорэйшн» и «Франкфорд Арсенал». Скончался исследователь в 1919 году.

основной вклад:
вознаграждение за работу:
В 1901 году Гантт представил свою систему премиальной оплаты труда. Он разработал её на основе тейлоровской концепции сдельного вознаграждения. Последняя предусматривала ряд штрафов для тех, кто не выполнил план. Гантт Генри видоизменил данную концепцию. По его системе при реализации дневного плана сотрудник получал к регулярной зарплате премию. Если же нужный объём работы не выполнялся, то сохранялся только оклад. Это реально мотивировало сотрудников зарабатывать больше и во много раз повышало эффективность труда. Итогом применения данной концепции стало удвоение производственных показателей. Также Генри выяснил, что очень важным аспектом управления является интерес к сотрудникам и их моральному состоянию.

перспектива рабочего:
Гантт продолжал исследования и по их результатам совершенствовал концепцию. Так, за выполненную вовремя (или быстрее) работу он установил повременную оплату плюс процент за сэкономленное время. Например, при выполненном в срок двухчасовом задании сотрудник получал трёхчасовой оклад.

диаграмма гантта:
Она стала эффективным инструментом фиксации выполнения плана рабочими. Для каждого сотрудника вёлся ежедневный учёт. Если план выполнялся, использовалась чёрная линия, в противоположном случае – красная. В 1917 году Гантт Генри столкнулся с проблемой координации различных задач при реализации госзаказов военными заводами. Проведя ряд исследований, он понял, что план должен быть ориентирован не на временные, а на количественные показатели. В итоге исследователь придумал диаграмму, отражающую распределение работы по периодам. Тем самым у начальства появилось средство планирования деятельности с указанием конечных сроков выполнения каждого из её этапов. Диаграммы Гантта использовались в разных проектах для демонстрации процесса выполнения задачи. В качестве примера возьмём небольшой план по ремонту офисного помещения. Данный процесс делится на ряд этапов: Определение круга стандартов качества и обязанностей, времени и расходов. Информирование клиентов и персонала. Переезд в другое помещение. Подготовка офиса. Проведение ремонта. Для каждого этапа прописываются временные сроки, которые отображаются на диаграмме. Таким образом она превращается в отличное графическое средство для контроля и планирования производственного труда.

социальная ответственность бизнеса
После смерти Тейлора исследователь полностью отошёл от ключевых идей научного управления и сосредоточился на роли фирмы как таковой. Также Генри Гантт, биография которого известна многим руководителям предприятий, изучал функцию лидерства. Со временем исследователь убедился в том, что менеджмент налагает колоссальные обязательства перед обществом, и прибыльная компания должна внести определённый вклад в его благосостояние.

0

4

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ШКОЛА ФАЙОЛЯ
Родоначальником административной школы управления является Анри Файоль (1826–1926). Главная задача административной школы – создание универсальных принципов управления, соблюдая которые организация будет успешно осуществлять свою деятельность.

Принципы управления, сформулированные А. Файолем.
1. Разделение труда, т. е. специализация, необходимая для результативного использования рабочей силы, применительно к управленческому и исполнительскому труду.
2. Дисциплина. Эффективным средством воспитания дисциплины является личный пример руководства. Необходимо установить общие правила для членов коллектива и контролировать их выполнение.
3. Единоначалие. Единоначалие обеспечивает единство точки зрения, единство действия и единство распорядительства.
4. Единство руководства. Виды деятельности, имеющие одну и ту же цель, должны иметь одного руководителя и следовать единому плану.
5. Власть и ответственность. Власть и ответственность взаимосвязаны между собой.
6. Подчинение частных интересов общим. Интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов предприятия; интересы государства должны быть выше интересов гражданина или группы граждан.
7. Вознаграждение. Стимулирование труда работников должно быть справедливыми, и каждый работник должен знать, за что он получает вознаграждение и в каком размере.
8. Стабильность рабочего места для персонала. По мнению А. Файоля, слишком сильная текучесть кадров является одновременно и причиной, и следствием плохого управления.
9. Инициатива, т. е., по определению Файоля, обдумывание и выполнение плана. Файоль считал, что подчиненные должны получить возможность проявить личную инициативу, т. к. это стимулирует их к более эффективной деятельности.
10. Порядок, т. е. «всему (каждому) свое место, и все (каждый) на своем месте». Работник должен знать свои обязанности, меру ответственности и соблюдать должностные инструкции.
11. Справедливость. Лояльность и верность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым отношением администрации к подчиненным. Необходимо вовремя разрешать конфликтные ситуации, стараться не допускать назревания конфликта.
12. Централизация. Файоль говорит о степени концентрации или рассредоточения власти в зависимости от сложившихся обстоятельств.
13. Скалярная цепь, т. е. «цепь начальников» от самого высшего до самого низшего ранга, от которой не нужно отказываться, но которую следует сократить, если слишком скрупулезное следование ей может помешать эффективному управлению.
14. Корпоративный дух, т. е. принцип «в единении – сила». А. Файоль считал, что в организации должна быть хорошо развита корпоративная культура, каждый работник должен понимать цель деятельности организации, ее миссию и свою роль для достижения поставленных целей.

Особенность использования принципов: их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется процесс управления. В связи с этим число принципов управления неограниченно.

0

5

Henry Ford
ГЕНРИ ФОРД

30 июля 1863 — 7 апреля 1947

краткая биография:
Родился в семье эмигрантов из Ирландии, проживавшей на ферме в окрестностях Детройта. Когда ему исполнилось 16 лет, он убежал из дома и уехал работать в Детройт. В 1891—1899 годах исполнял обязанности инженера-механика, а позже и главного инженера в «Электрической компании Эдисона» (Edison Illuminating Company). В 1893 году в свободное от работы время сконструировал свой первый автомобиль. С 1899 по 1902 год был совладельцем «Детройтской автомобильной компании», но из-за разногласий с остальными владельцами фирмы ушёл из неё и в 1903 году основал Форд Мотор Компани. Первый автомобиль компании был продан 23 июля 1903 года. В 1906 году Генри Форд стал президентом и основным владельцем компании. В 1919 году Генри Форд и его сын Эдсел выкупили акции предприятия у других акционеров за 105 с половиной миллионов долларов США и стали единственными владельцами фирмы. В том же году Эдсел унаследовал от отца пост президента компании, который он и занимал до своей смерти в 1943 году. После скоропостижной кончины сына Генри Форду вновь пришлось встать у руля компании. В сентябре 1945 года Генри Форд передал полномочия своему старшему внуку – Генри Форду Второму. В мае 1946 года Генри Форд старший был удостоен почетной премией за заслуги перед автопромышленностью, а в конце этого же года Американский институт нефти вручил ему золотую медаль за заслуги перед обществом.
Генри Форд умер в возрасте 83 х лет у себя дома в Дирборне 7 апреля 1947 года.

основной вклад:
В основе системы управления компанией по Г. Форду лежат 4 основных принципа:
1. Осуществлять контроль за рабочими, каждый из них обязан работать по 48 часов в неделю, но не более, также труд стоит щедро оплачивать, заработная плата сотрудников должна быть не менее 6$ в день В то время в Америке заработанная плата на предприятии Г. Форда считалась одной из самых высоких. .
2. Во время работы стоит избегать формализма и традиционного разделения полномочий.
3. Приучать подчиненных к чистоте и порядку на рабочем месте, так как от этого зависит качество производимого продукта (автомобилей).
4. Развитие массового рынка через массовое производство и заплаты, представление о рабочем как о среднем классе.

0

6

George Elton Mayo
ДЖОРДЖ ЭЛТОН МЭЙО

30 июля 1863 — 7 апреля 1947

краткая биография:
Элтон Мэйо родился 26 декабря 1880 года в Аделаиде (Южная Австралия) и был вторым ребёнком в семье уважаемых колонистов. Ожидалось, что он пойдёт по стопам своего деда и выберет профессию врача. Но он не проявил себя в университете и был послан в Великобританию. Там, в Шотландии, он продолжил изучать медицину и психопатологию. Большое влияние на формирование его взглядов оказали идеи Дюркгейма и Фрейда. Потом Мэйо вернулся в Австралию, чтобы работать в Аделаиде. Уже тогда он публиковал материалы, посвящённые менеджменту, но там его взгляды на управление были непопулярны. Мэйо возобновил своё обучение в университете и специализировался на изучении этики и логики. Кроме того, его называли самым блестящим студентом философа сэра Уильяма Митчелла.

Академическая карьера Элтона Мэйо в Австралии была успешной. В 1911—1921 Мэйо преподаватель логики, психологии и этики, а затем профессор философии и психологии в Квинслендском университете (Брисбейн, Австралия). Вскоре он поехал в командировку в Великобританию, но по устному соглашению остался в США, где работал над рядом проектов. Когда его университет отказался возобновить командировку, он остался в США без средств. Тогда в течение шести месяцев он получал финансовую поддержку от Джона Д. Рокфеллера, и в 1923 поступил в Школу финансов и коммерции при Пенсильванском университете. В 1926 Мэйо получил должность адъюнкт-профессора и руководителя отделения производственных исследований Гарвардского университета. Значительный вклад в развитие социологии управления и индустриальной социологии внесли знаменитые Хоторнские эксперименты Мэйо в компании «Вестерн Электрик» близ Чикаго (1927—1932 гг.). Изучая влияние различных факторов (условия и организация труда, заработная плата, межличностные отношения, стиль руководства и др.) на повышение производительности труда на промышленном предприятии, Мэйо доказал особую роль человеческого и группового фактора. Обобщение эмпирических данных привело его к созданию социальной философии менеджмента. В 1947 переехал в Великобританию, где продолжил научную деятельность. Умер Элтон Мэйо в Гилдфорде (Великобритания) 1 сентября 1949.

основной вклад:
Мэйо Элтон сосредотачивал внимание на психологии труда, внутренней установке работника, его удовлетворенности выполняемыми заданиями, а также психологической атмосфере в коллективе и стилях руководства.
В противовес концепции экономического человека (Тейлора), он выдвинул концепцию социального поведения человека. «Менеджмент имеет своей целью повышение производительности труда в коллективе. Трудовой коллектив, как и любая другая социальная система, отличается свойством несуммативности, т.е. несводимостью свойств системы к сумме свойств ее элементов. Члены трудового коллектива, каждый из которых является личностью со своими интересами, потребностями, целями, формируют всегда уникальную социальную систему. Приемы управления направлены на то, чтобы эта система эффективно работала. В каждом коллективе они будут корректироваться. Но если говорить в целом, система управления, построенная на авторитаризме, может быть недолговременной и эффективной лишь при определенных условиях. Деятельность человека может быть успешной лишь при условии, что она отвечает его интересам.»

0

7

Пирамида потребностей Маслоу

Пирамида человеческих потребностей, созданная Маслоу используется в бизнесе в сфере управления и мотивации персонала - для понимания человеческой мотивации, подготовки управленческих кадров и личного развития. Концепция Маслоу касается ответственности работодателей предоставлять рабочую среду, которая поощряет и позволяет сотрудникам реализовывать свои собственные уникальные возможности. В своей теории он доказывает на различных примерах обычных людей (т.е. без психических и физических нарушений), что каждый из нас мотивирован своими потребностями.

(!) Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах.

Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

0


Вы здесь » OBSCURUS » 1: время сжигать мосты » менеджмент: конспекты


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно